02.11.2018
Команда ученых из Женевского университета показала на примере мышей, что вещество в виноградной кожуре защищает от рака легких.
Несколько грызунов подвергли воздействию канцерогена, содержащегося в табаке, после чего контрольной группе дали фенольное соединение ресвератрол, содержащееся в винограде. Естественный растительный антибиотик ресвератрол дал хорошие результаты, но действует он только при введении в полость носа. Ученые отметили, что предыдущие исследования по лечению рака легких ресвератролом не увенчались успехом, поскольку лечебный компонент вводили орально. Специалисты решили «ускорить» доставку вещества в легкие, вводя его через носовые пазухи. После данного опыта положительный эффект от применения ресвератрола подтвердился.
Эксперимент проводили на мышах, которых поместили в условия, многократно повышающие риск развития рака легких. А именно животные оказались подвержены воздействию канцерогена, находящегося в табачном дыме. Длился эксперимент 26 недель. Ученые использовали четыре группы мышей. Первая, контрольная, не получала ни воздействие канцерогеном, ни ресвератрол. Вторая получала только канцероген, третья — и канцероген, и лечение, а четвертая — только лечение.
В результате у 45% мышей, получавших ресвератрол назально, опухолей развилось меньше и они имели меньший размер, чем у животных из другой группы. Таким образом, ресвератрол может играть важную профилактическую роль в борьбе с раком легких. Теперь исследователям предстоит найти у людей биомаркер, который мог бы стать фактором, определяющим, какие пациенты имеют право на профилактическое лечение ресвератролом. Иными словами, ученым нужен индикатор, который будет отделять людей с высоким риском развития рака легких от людей с низким риском.
Рак легких — один из самых опасных видов этого заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2015 году от него скончалось 1,69 миллиона человек. Именно поэтому важно выявлять его на ранних стадиях, чтобы предотвратить преждевременную смерть. Американские ученые продвинулись в этом направлении, определив, как раковые клетки получают глюкозу на первых этапах развития.